Гибель подводной лодки «К-129»

Американцам удалось точно выяснить координаты лежащих на грунте останков лодки. Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводного корабля официально, в ЦРУ решили его поднять. На борту субмарины находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, другая специальная, а потому секретная техника. Подъём К облегчил бы работу многим американским специалистам, занятым в оборонных отраслях, сэкономил бы федеральному правительству и налогоплательщикам большие средства. Подлодка затонула на глубине метров, и никогда ещё в мире подобной судоподъёмной операции не проводилось. Кроме того, помимо технической сложности, операция грозила и политическим скандалом, так как грубо нарушала международный морской обычай, согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя Осуществить подъём лодки взялась компания, которую возглавлял крупный бизнесмен Говард Хьюз. Под руководством Хьюза дело пошло достаточно быстро. По завершении строительства судно перешло в Реджвуд-Сити Калифорниягде к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъёмных монтажных конструкций с огромными метровыми клешнями. С их помощью затонувшую советскую подводную лодку предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность. Все работы были строго секретными. Тысячи людей работали над проектом, не зная, чем они занимаются. В ЦРУ отчётливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъёму лодки довольно трудно, тем более что о её подготовке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планировавшейся акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять лодку с 5-километровой глубины практически невозможно, но на всякий случай в район её гибели время от времени стали направлять разведывательные корабли. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа К На YouTube размещен видеоролик в котором писатель-маринист Н. Черкашин утверждает, что американцы хотели передать тела погибших моряков Советскому Союзу но советское руководство якобы отказалось, при этом в качестве доказательства своего заявления он не приводит ни свидетелей ни документы.

Черкашина оставим на его совести. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели К, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца года.

гибель подводный лодки к 129 в 1968 году

Под давлением СССР операция была прекращена. Вторая причина - эту причину выдвигают американцы взрыв водорода в результате утечки из аккумуляторной ямы аккумуляторная яма находилась как раз под пробоиной. К тому место расположение пробоины это так же подтверждает. По месту расположению пробоины можно скорее предположить, что К столкнулась с надводным судном. Что касается второй причины — гибели лодки от скопления водорода, она также не состоятельна. Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда, всего 36 вымпелов. Глубина в районе поиска - метров. Удаление от Камчатки - около миль. Корабли и суда день и ночь утюжили океан, однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Государственная комиссия, в состав которой входили представители ГК ВМФ, судостроительной и ракетной промышленности, после тщательного изучения всех материалов и обстоятельств никаких недостатков и существенных замечаний в подготовке подводного корабля к выполнению боевого задания не обнаружила. Такой шум, который группа кораблей производила в районе поиска, не мог не привлечь внимание американцев. Они быстро поняли, что русские потеряли здесь свою подводную лодку и в свою очередь, в обстановке большой секретности организовали свой поиск. После 73 суток непрерывной и безуспешной работы корабли ТОФ были отозваны в базу. Вторая версия - возможное столкновение с осуществлявшей за ней слежку американской атомной подводной лодкой "Свордфиш". Обе версии строились на предположениях и никаких документальных подтверждений не имели. На территории базы подводных лодок в Вилючинске заложили камень для установки памятника, который через несколько лет все же был открыт.

Тайна гибели подводной лодки К-129

Памятник экипажу К в Вилючинске. Осенью года родным пропавших без вести моряков из экипажа "К" по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив "К" из состава ВМФ. В июне года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъему "К". Такой тип корабля ранее не существовал. Операция проводилась в скрытом режиме и состояла из трех простых этапов. На сегодняшний день информация рассекречена, потому можно вполне найти сведения о тех событиях в свободном доступе.

Сначала технику длительное время готовили и тестировали, операция была крайне рискованной, потому ошибок быть не могло. При этом для передвижения специальной платформы на место использовалось габаритное международное судно, специализирующееся на нефтедобыче. Никаких вопросов у проплывавших мимо судов данный корабль не вызывал. Но это была лишь подготовка. Но и этого было мало. До того момента еще никогда подобных операций не проводилось, достать затонувшую подводную лодку со дна океана считалось чем-то на грани фантастики. В этот период проводились тренировочные работы. В самом начале года происходит долгожданный подъем. Все работы были проведены в кратчайшие сроки и не вызвали никаких затруднений. Советское правительство пристально наблюдало за данным квадратом, так как подозрительным было многое, в особенности тот факт, что международное судно встало именно над затонувшей К К тому же возникал вопрос: Не очень-то логично, ведь обычно бурение происходило на глубине двухсот метров, а несколько километров — это неслыханно. Данное судно не делало, в свою очередь, ничего подозрительного, работы велись совершенно типичные, разговоры на радиоволнах тоже ничем особенным не выделялись, да и через полтора месяца, что абсолютно нормально, оно сдвинулось с точки и продолжило запланированный курс. Но в те времена доверять Америке было не принято, потому на место действия отправилась разведывательная группа на быстроходном корабле, в радиоэфире об этом факте не должно было упоминаться. Слежение было налажено, но только досконально понять, почему же так суетятся американцы, что именно происходит здесь, не представлялось возможным. Американцы слежение заметили, но вели себя как ни в чем не бывало, продолжая работать. Судя по вооружению, К в случае необходимости была готова к нанесению ядерных ударов двумя торпедами по морским авианосным соединениям и тремя баллистическими ракетами по наземным целям. Для этого и предстояло патрулировать в зоне возможного театра военных действий. Выйдя из бухты, субмарина двинулась на юг, достигла сороковой параллели и повернула вдоль нее на запад, в сторону японских островов. В назначенные часы командование получило от нее контрольные радиограммы. На двенадцатые сутки, 8 марта ночью, К на связь не вышла. В это время она должна была находиться в районе очередной поворотной точки маршрута перехода в район выполнения боевой задачи на расстоянии около миль от берегов Камчатки и около миль к северо-западу от острова Оаху Гавайского архипелага. Когда и в следующий по графику сеанс связи радиограмма с К не поступила, надежда, что молчание связано с неполадками в радиоаппаратуре, растаяла.

Советская подводная лодка К-129: причина гибели

С 12 марта начались активные поиски. Более 30 кораблей и авиация вдоль и поперек избороздили предполагаемый район исчезновения субмарины, но так и не обнаружили ее следов ни на поверхности, ни в глубине океана. Стране и миру о трагедии не сообщили, что было в традиции тогдашних властей. О причинах трагедии спорят до сих пор. Главная версия гибели К наших подводников и экспертов: Такое случается и не раз приводило к катастрофам и авариям с лодками разных стран. Надо сказать, американские субмарины постоянно дежурят в нейтральных водах у берегов Камчатки, засекают выходящие с базы в открытый океан наши субмарины. Командиры американских атомарин считают особым шиком вести наблюдение, сближаясь на критически малые дистанции то с одного борта, то с другого, то подныривая под днище наблюдаемого корабля на грани столкновения. Такие повреждения атомарина могла получить только при столкновении с другим кораблем, причем находясь под ним. Еще одним подтверждением виновности именно американской атомарины служит тот факт, что когда американцы предприняли попытку через пару месяцев после гибели К обследовать её глубоководными аппаратами, а в году и поднять со шпионскими целями с глубины в 5 км носовую часть погибшей подводной лодки, они точно знали координаты гибели ее и не теряли время на длительный поиск.

гибель подводный лодки к 129 в 1968 году

Но в тех широтах в марте плавающие льдины не более чем миф. Они предъявляют сделанные глубоководными аппаратами снимки лежащей на дне К Трехметровая пробоина в прочном и легком корпусе, разрушенная кормовая часть ограждения рубки, погнутая кормовая и поврежденная средняя шахты баллистических ракет, сорванные крышки этих шахт и куда-то отброшенные боеголовки ракет — все эти повреждения над или вблизи аккумуляторной ямы в пятом отсеке и, утверждают американцы, могли быть получены при взрыве водорода, выделяемого аккумуляторами. Их не смущает, что таких взрывов в истории подводного флота всех стран десятки, но всегда они приводили лишь к разрушениям и пожарам внутри субмарины. Расчеты показывают, что мощности такого взрыва недостаточно для того, чтобы субмарина получила смертельные повреждения, какие зафиксировали фотоаппараты американских морских шпионов. Мне с июня го по март года довелось служить на К Её судьба мне небезразлична, а потому осмелюсь привести такую, кажется, еще не озвученную в США, версию гибели этой субмарины. Думаю, незадолго до назначенного сеанса связи в ночь 8 марта года К всплыла и шла в надводном положении. В надводном положении на мостик, что в ограждении рубки, по штатному расписанию поднялись и несли вахту трое: Поскольку при работе дизелей гидроакустики теряют контроль над обстановкой под водой, шумов маневрирующей чужой субмарины они не заметили. А та осуществляла поперечное подныривание под днищем К на критически опасной дистанции и неожиданно зацепила рубкой корпус нашей субмарины, и та опрокинулась, не успев и пискнуть радиосигналом.

гибель подводный лодки к 129 в 1968 году

В открытый люк и шахту воздухозаборника хлынула вода, и вскоре субмарина упала на дно океана. При столкновении с дном в перевернутом виде корпус лодки разломился. Разрушились и ракетные пусковые установки. Напомню, лодка упала на глубину 5 км и начала разрушаться еще на глубине м — предельной расчетной глубине погружения. На все про все ушло несколько минут. Такая версия случившегося вполне реальна. Субмарины проекта, а значит, и К, были самыми первыми в мире специально спроектированными ракетными подводными лодками. Баллистические ракеты не вмещались в корпус субмарины, пусковые установки пришлось размещать в специальном отсеке, а над ним строить специальное ограждение, возвышающееся над верхней палубой на высоту трехэтажного дома. В носовой части ограждения разместили рубку с мостиком и все выдвижные устройства. При длине самой субмарины около м около четверти этого расстояния приходилось на ограждение. По ширине, от борта до борта, было не более 10 м. Такая конструкция делала субмарину в надводном положении очень неустойчивой, ее раскачивало с боку на бок довольно сильно даже ветром. Загадки истории Оставить комментарий: По поводу той гибели подлодки К до сих пор ведутся споры.

гибель подводный лодки к 129 в 1968 году

Но недавно удалось найти в американских источниках кое — что проливающее дополнительный свет на события года. В эти дни мир никогда еще не был так близок к Третьей мировой войне. Только несколько человек знали, что судьба планеты зависела от одной подводной лодки — советской субмарины К, которая в разгар войны во Вьетнаме получила задание взять под прицел крупные города Тихоокеанского побережья и корабли Седьмого флота США. Слов нет, операция эта уникальна. Но тайна гибели К интересовала американцев лишь постольку, поскольку без нее нельзя обойтись. Я читал сценарий, написанный Гэри Хайнсом — продюсером фильма. В нем содержалась масса нелепостей. В версии НТВ они по большей части обойдены. Главный вопрос этой трагической истории: Но основные — три. Первая — экипаж не справился с управлением, лодка ушла за предельную глубину погружения и затонула. Вторая — на борту К произошла техническая авария, переросшая в катастрофу. Третья ее придерживаются большинство российских военно-морских специалистов — советская лодка погибла в результате столкновения с американской субмариной, которая вела длительное наблюдение за К На то есть основания.

  • Как сделать пружинную кормушку для рыбалки
  • Рейтинг воблеров tsuyoki
  • Хитрые приманки для рыбалки
  • Электромоторы для лодок с плавной регулировкой
  • Через несколько дней после исчезновения К советская разведка донесла: Во время ее ремонта принимались чрезвычайные меры секретности. К счастью, удар пришелся по касательной. С отделалась вмятиной в легком корпусе. Американская сторона категорически отвергает версию столкновения К с какой-либо из субмарин своих ВМС. Представители командования ВМС США утверждают, что в момент гибели К ни одна американская подлодка не находилась к месту катастрофы ближе, чем на расстоянии в миль. Следует отметить, что ПЛ К никогда не была отстающей в этом показателе при длительном плавании на предельных глубинах. Второй официальной версией было столкновение с иностранной субмариной в подводном положении. Кроме официальных существовал и ряд неофициальных версий, высказываемых в разные годы различными специалистами: В ней были представлены три основные версии гибели К Версия взрыва АБ на подлодке являлась заведомо ложной, потому что во всей истории подводных флотов мира было зарегистрировано множество таких взрывов, но ни один из них не повлек за собой разрушения прочных корпусов лодок, хотя бы из-за забортной воды. На них запечатлен корпус советской субмарины, на котором с левого борта в районе переборки между вторым и третьим отсеками видна узкая глубокая пробоина. Сама же лодка лежала на грунте на ровном киле, и это означало, что столкновение произошло, когда она находилась под водой на глубине, безопасной для таранного удара надводного корабля. Хотя сейчас и эта версия поддается критике. Мозговой отстаивал версию, что К погибла в результате столкновения с надводным транспортом. Вся операция была засекречена. Лодка простояла на ремонте лишь одну ночь, за которую ей был сделан косметический ремонт: Утром она покинула стоянку, а с экипажа была взята подписка о неразглашении тайны. Американцы старались объяснить факт повреждения своей подлодки ее столкновением с айсбергом, что явно не соответствовало действительности, так как в марте в центральной части океана айсберги не встречаются. Еще в защиту версии столкновения двух подлодок говорил тот факт, что американцы на удивление точно и оперативно определили место гибели К На тот момент исключалась возможность засечь его с помощью американского спутника, между тем они указали район с точностью до 1—3 миль, что, по мнению военных экспертов, могла установить лишь подводная лодка, находящаяся в той же зоне. Все это осуществлялось в надежде добыть шифродокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи и с помощью этой информации прочитать весь радиообмен советского флота, что позволило бы вскрыть систему развертывания и управления ВМФ СССР. А самое главное, это давало возможность найти ключевые основы разработки шифров. В связи с неподдельным интересом к советскому ракетному и ядерному оружию в годы холодной войны такая информация представляла особую ценность.

     

    лучшие катушки мультипликаторные

    Платная рыбалка в Подмосковье © 2011 Все права защищены. Копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

    двигатель лодочный volvo